История

Вятичи

Согласно народно-этимологической версии, приведённой в «Повести временных лет», название вятичи произошло от имени родоначальника племени, Вятко, — уменьшительной формы от славянского имени Вячеслав:

Поляне же, жившие сами по себе, как мы уже говорили, были из славянского рода и назвались полянами, и древляне произошли от тех же славян и назвались древляне; радимичи же и вятичи — от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко. И пришли и сели: Радим на Сожи, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи

Вятко – предводителя группы славян, которые пришли с запада на р. Ока. Ранние памятники Вятичей (9–10 вв.) концентрируются в верхнем течении Оки. С 8 в. В. платили дань Хазарскому каганату, с сер. 10 в. – Др.-рус. гос-ву. Позднее Вятичи. расселились к северу от первоначального ареала, в 11–12 вв. на их племенной территории возникли города Воротынск, Дедославль, Козельск, Колтеск, Мосальск, Москва, Серенск и др. Упорно сопротивлялись власти киевских князей, в 1080-е гг. кн. Владимир Всеволодович Мономах воевал с кн. В. Ходотой. В кон. 11 – нач. 12 вв. среди В. распространилось христианство, почти не затронувшее погребальную обрядность. В нач. 12 в. территория расселения В. оказалась разделённой между Черниговским, Рязанским и Ростово-Суздальским княжествами, а Вятичи постепенно стали частью др.-рус. народности.

Керамика 9–10 вв. близка сосудам роменской культуры. Древнейшие курганы В. содержат трупосожжения (единично – до 12 в.), остатки которых складывали в урны, реже – в дерев. ящики, иногда прослеживают столбовые кольцевые оградки. С 11 в. господствовали трупоположения под курганами (ранние, как правило, на горизонте, поздние – часто в ямах), ориентированные головой преим. на запад, нередко – в гробах или покрытые берестой. В 11–13 вв. В. выделялись этнографич. особенностями украшений. Яркость женского костюма объясняют влиянием фин. населения, с которым соприкасались В. Осн. критерием при выделении принадлежности погребённых В. являются женские украшения: семилопастные височные кольца, решётчатые перстни, витые браслеты, ожерелья из сердоликовых и хрустальных бус, массовые находки которых и позволили очертить границы расселения В. Встречаются также гривны, металлич. нагрудные украшения и др. Курганные материалы 11–13 вв. отражают этнич. единство, сложившееся в 9–10 вв.