Стратегией предусмотрен комплекс мер, направленных на качественное изменение состояния внутреннего водного транспорта, на создание основ для эффективного развития отрасли и обеспечение потенциала для реальной конкуренции с наземными видами транспорта.
В регионах Российской Федерации, где имеются эксплуатируемые внутренние водные пути, создается около 90 процентов валового внутреннего продукта и проживает 80 процентов населения страны.
В то же время на долю внутреннего водного транспорта в Российской Федерации приходится менее 1,5 процента общего объема перевозок грузов и грузооборота всех видов транспорта, в то время как в Германии - 11 процентов, Нидерландах - 34 процента, Франции - 10 процентов грузооборота при устойчивой тенденции роста речных перевозок, прежде всего грузов в контейнерах. При этом соотношение протяженности внутренних водных путей, железных и автомобильных дорог составляет в Европейской части России - 1 : 1 : 8, в Германии - 1 : 6 : 92, во Франции - 1 : 6 : 190 и в Нидерландах - 1 : 0,5 : 23.
Максимальный объем речных перевозок был достигнут в конце 80-х годов ХХ века, в 1989 году он составлял более 580 млн. тонн. Позиция внутреннего водного транспорта в транспортной системе России за 1989 - 2014 годы существенно ослабла. Объем перевозок грузов уменьшился в 4,6 раза и составил в 2014 году 124,8 млн. тонн (включая объем заграничных перевозок грузов судами смешанного (река - море) плавания).
Основными факторами, определившими резкое снижение объемов речных перевозок в последнее десятилетие ХХ века, являются:
падение объемов производства и потребления промышленной и сельскохозяйственной продукции в период экономического спада российской экономики в 90-е годы ХХ века, в том числе резкий спад
объемов промышленного и жилищного строительства,
разрыв сложившихся производственно-хозяйственных связей, разрушение традиционных транспортных схем доставки грузов речным транспортом, в том числе в смешанном сообщении; снижение конкурентоспособности речных перевозок из-за ухудшения инфраструктуры внутренних водных путей,
увеличения порожних пробегов, роста цен на топливо, оттока квалифицированных
кадров из отрасли и др.
высокий износ речного транспортного флота, низкие объемы судостроения (в основном строились суда смешанного (река - море) плавания, в том числе на зарубежных верфях);
более динамичное развитие наземных видов транспорта, а также ввод трубопроводов и "выпадение" речных маршрутов из логистических цепей доставки грузов.
Объемы перевозок внутренним водным транспортом за 1989 - 2014 годы уменьшились по следующим видам грузов:
строительные грузы - более чем в 5 раз, в том числе песок собственной добычи - в 8 раз; нефтепродукты наливом - в 1,7 раза;
лес в плотах - в 10 раз;
каменный уголь - в 5,7 раза;
химические и минеральные удобрения - в 2,7 раза.
Начиная с 2000 года наметилась положительная динамика в развитии грузовых перевозок внутренним водным транспортом - с 2000 по 2008 год объем перевозок увеличился в 1,5 раза и составил 151 млн. тонн. Однако под влиянием мирового финансового кризиса и последовавшей за ним экономической рецессией произошло падение объемов речных перевозок в 2009 году до 97 млн. тонн, что составило 64 процента уровня 2008 года, а по сравнению с 1989 годом объемы речных перевозок снизились почти в 6 раз.
В 2014 году объемы перевозок внутренним водным транспортом не превысили докризисного уровня, что свидетельствует о снижении конкурентоспособности этого вида транспорта и необходимости принятия эффективных управленческих решений по его модернизации.
Около 60 процентов в объеме речных перевозок составляют низкорентабельные грузы. Объем внешнеторговых грузов, перевозимых по внутренним водным путям Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации (нефтепродуктов, леса, металла, удобрений и других высокотарифицируемых грузов), составил в 2014 году 30,9 млн. тонн, или 24,8 процента общего объема перевозок, при этом грузы в контейнерах практически не перевозятся, а объем транзитных перевозок составляет 490,7 тыс. тонн.
Таким образом, системными проблемами внутреннего водного транспорта России являются:
негативная устойчивая тенденция снижения его роли в транспортной системе страны, резкое падение объемов перевозок по сравнению с 90-ми годами прошлого века;
снижение производственного потенциала, в том числе ухудшение качественных параметров внутренних водных путей, технического
состояния судоходных гидротехнических сооружений,
наличие "узких мест" на внутренних водных путях международного значения, неблагоприятный возрастной состав транспортного флота и портового оборудования;
низкая инвестиционная привлекательность и конкурентоспособность предприятий отрасли; недостаточный уровень доступности и качества транспортных услуг для снабжения регионов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, где внутренний водный транспорт нередко является безальтернативным и жизнеобеспечивающим;
стабильное снижение объемов перевозок пассажиров внутренним водным транспортом, в том числе на социально значимых маршрутах;
слабое использование потенциала внутренних водных путей для перевозок внешнеторговых грузов и транзита.