История

Немного о Кашире, Казани, василисках и драконах

При создании исторического герба нашего города, входившего тогда в состав Тульской губернии, была использована летописная фактура, а именно тот факт, что Каширой долгое время управляли казанские царьки. Вот что сказано в описании герба Каширы утвержденного Екатериной II 8 марта 1778 года: «Щит, разрезанный надвое горизонтальною чертою: в верхней части щита в лазоревом поле золотой крест, а в нижней части в серебряном поле, черный с червлеными крыльями и увенчанный золотым венцом дракон, представляющий герб Казанский, для напоминания о том, что этот город при великом князе Василии Иоанновиче, был дан в удел Абдыле Летифу, снизверженному царю Казанскому; а верхняя часть щита показывает, что он и тогда не выходил из под Российской державы».

Но вот откуда появился дракон на гербе Казани, а с него перекочевал на герб Каширы?

На самом деле, правильнее назвать казанско-каширского дракона василиском. Первые изображения драконовой эмблемы встречаются на печати Ивана Грозного и с незначительными изменениями в деталях на других документальных памятниках XVI и первой половины XVII веков. Часть историков убеждена, что дракон появился на русских печатях не случайно — он был взят с древних изображений флага и герба Казанского царства. Другие, прежде всего близкие к кругам татарских националистов, доказывают, что дракон-змей в гербе Казани придуман русскими специально, как олицетворение «враждебного государства» по аналогии с драконом пронзаемым Георгием Победоносцем на гербе Москвы.

Как бы то ни было, но в Указе 1766 года об эмблеме дракона говорится: «Печать Казанская, на ней в каруне Василиск, крылья золото, конец хвоста золот». Это изображение, помещенное в «Титулярнике», полностью соответствует указу.

Но кто такой этот самый василиск? Само название в дословном переводе означает «маленький царь». Первым наружность василиска описал в своей «Естественной истории» Плиний Старший. Как олицетворение зла находим мы василиска и в Библии в книге пророка Иеремии: «Ибо вот, я пошлю на вас змеев, василисков, против которых нет заговариванья, и они будут уязвлять вас, говорит Господь». Считалось, что василиски убивают прикосновением, обращая все в камень своим взглядом.

В западной Европе василиск более всего похож на английского геральдического монстра Виверну (Wyvern-англ.). В отличие от дракона в узком смысле этого термина, виверна имеет только переднюю пару конечностей, а задняя часть ее тела плавно переходит в драконий хвост; в остальном виверна полностью аналогична дракону. Виверну до сих пор можно увидеть в гербе герцогов Мальборо.

В русском фольклоре легенды о василисках были тесно связаны с образом черного семигодовалого петуха. По легенде лишь такой петух мог снести яйцо, из которого, зарытого в горячий навоз и высиженного змеей и вылуплялся василиск. Правда В. И. Даль излагает легенду о появлении василисков несколько иначе: «Народ иногда утверждает…, что петухам во сто лет разрешено снести одно только яйцо; а если девка поносит его шесть недель под мышкой, то из него вылупиться василиск». В облике василиска, много общего с драконом, поэтому вряд ли будет ошибкой назвать их «родственниками». По крайней мере, оба они символизировали смерть, являясь символом сил ужаса и зла.

По моему мнению казанский дракон-василиск с герба Казани, а следовательно и с герба Каширы, имеет татарские корни. По древним легендам округа будущей Казани называлась «змеиное болото». По преданиям оно буквально кишело василисками. Когда сюда пришли первые поселенцы их колдун зажег костры и сотворил заклинания. Змеи погибли, а змеиный царь Зилант улетел на находящуюся в окрестностях гору, названную Джилантау (Змеиная гора). На освободившемся месте люди построили город. Однако жить спокойно они не могли, так как поселившийся недалеко змеиный царь Зилант наводил на них ужас, постоянно возвращавшийся в свои владения. К счастью, в городе оказался могущественный волшебник Хаким, который сумел хитрым колдовством убить змеиного царя. В память об этом событии изображение Зиланта и попало еще при татарах в городскую эмблему.

Символ змея-дракона-василиска с нашего герба имеет еще одну «родственную» связь с Казанью. Существует предание, что в начале своего царствования Иван Грозный получил от сестры казанского хана и бывшего каширского правителя Мухаммед-Эмина – царевны Горшанды послание с пророчеством. Якобы она однажды увидела тревожный сон и решила раскрыть его смысл с помощью колдовства. Она отправляется в Бесово-городище, на берег реки Камы, где еще со времен волжских болгар сохранилось языческое капище, и обитал нечистый дух, исполнявший желания людей. В старину туда собиралось немало народа с просьбами и мольбами: пожаловать богатство, исцелить от недуга, извести врага или присушить любовь. Тем просителям, кто приносил хорошие жертвы, бес помогал, а явившихся с пустыми руками топил в реке. Напуганная своим сном приезжает сюда и Горшанда. Принеся богатые дары, она девять дней и ночей пролежала на земле, прислушиваясь, не заговорит ли с ней бес. Уже потеряв терпение, на десятую ночь раздался голос – тихий едва слышный, хотя раньше согласно молве он ревел и рычал так, что кони в ужасе разбегались в разные стороны.

«Зачем терзаете меня и досаждаете мне просьбами?» – прошипел подземный глас – «Нет вам больше от меня помощи, нет мне больше здесь жизни. Изгоняет меня сила Христова! Грядет московский царь, который воцарится в земле этой и просветит ее святым крещением». И будто в тот же миг, из развалин старой мечети повалил черный дым, а вместе с ним вылетел неведомый змей и скрылся в ночном небе.

Вернувшись в Казань, Горшанда, помня мучительную смерть брата, немедля отрядит гонца к молодому московскому царю, написав, что скоро радость и веселье Казани обратиться плачем и скорбью, и не будет в Казани, других царей кроме русского царя. Участь самой Горшанды будет плачевной. Она повторит судьбу Касандры – никто из земляков ей не поверит и вскоре она утопиться в озере Кабан (согласно татарскому преданию с тех пор воды озера стали губительными для русских людей, христиан). Возможно, отправляясь в поход в 1552 году, Иван IV не раз вспоминал благостное для него пророчество Горшанды.

При составлении в XVIII веке Казанского герба, сохранившем на своем щите старое изображение змея, оно получило новое описание: «Змий черный, под короною золотою Казанскою, крылья красные, поле белое». Но в других документах этого же змея, а может быть, лишь родственное ему чудовище, стали называть драконом. В XIX веке в заново нарисованном гербе бывшей Казанской губернии древнего змеиного царя Зиланта (позднее именованного Василиском) также назвали драконом.

Несмотря на то, что в старой городской эмблеме, а в дальнейшем в гербах города Казани и одноименной губернии, несомненно, имеется изображение одного и того же, но по разному названного крылатого змея, не все встречающиеся в русской эмблема-тике и геральдике образы подобных фантастических чудовищ имеют одинаковое значение. Например, зловещий змей — дракон, олицетворяющий злых врагов русского народа, в древней московской эмблеме имеет иное происхождение и символику.

В своей работе «Древнее искусство Татарстана» татарские историки В.Х.Валеев и Г.Ф.Валеева-Сулейманова убедительно доказывают, что чудовище в гербе Казанского ханства — явление глубоко традиционное, идущее еще с булгарских и даже добулгарских времен.

Другой символический образ дан приписываемому татарским ханам крылатому дракону. Интересное старинное описание этой ханской эмблемы помещено в сочинении Карлуса Алярда (издано в 1705 г. в Амстердаме, в 1709 г. переведено на русский): «Флаг цесаря от Татарии, желтой с черным лежащим и к наружью смотрящим драконом (великим змием) с василисковым хвостом». Указание на то, что знаком или эмблемой татарских ханов является дракон, или крылатый змей, можно найти и у русских авторов, но без описания и красочного воспроизведения эмблемы. Тот же Алярд помещает в своем труде описание другого якобы существовавшего татарского флага: «Другой Татарский флаг, желтой с черной совою, у которой перси желтоваты».

Казанский дракон-змей-василиск украсил не только гербы Казани и Каширы. В XVIII веке при разработке гербов городов Казанского наместничества он широко использовался императорскими геральдистами. Так, в 1781 году он появился на гербах Чебоксар, Цывильска, Ядрина, Козмодемьянска, Царевококшайска, Арска, Мамадыша, Чистополя, Лаишево, Спаска (Булгара) и Тетюшей. К сожалению, на большинстве современных гербов этих городов казанский дракон не сохранился.

Современные российские геральдисты использовали знакомого нам казанско-каширского дракона при составлении герба Каширского района Воронежской области. Здесь он символизирует уже не связь с Казанью, а связь с нашей Каширой. В описании этого герба сказано: «При разработке герба Каширского муниципального района использованы фигуры герба города Каширы Тульского наместничества, утверждённого 8 марта 1778 г: "<...> в нижней части в серебряном поле, чёрный с червлёными крыльями и увенчанный золотым венцом дракон <…>; а верхняя часть щита показует, что он и тогда не выходил из-под Российской державы". Фигура дракона в гербе Каширского муниципального района перекликается с изображением дракона на гербе Каширы. Именно переселенцы из города Каширы начали осваивать благодатные земли